Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Любушка, 62 - 17 октября 2010 03:04

ЭКСКУРСИЯ ПО РОДНОМУ ЛЕСУ
День 10 октября 2010 г. выдался удивительно теплым, солнечным и безветренным + 18 на солнышке. И чувствовала я себя в этот день просто прекрасно вот и решилась на прогулку с внучкой по родному, до боли любимому лесу, в котором я когда - то бегала со своей бабушкой. Но эта история еще впереди...
Опушка леса начинается в 30 метрах от моей калитки во двор, прямо за оградой огорода. Правда ограды уже почти не осталась. Ее почему- то начали ломать сразу после смерти мужа. Да и огород я уже не сажаю. Тяжело стало обрабатывать. Первое время пыталась просить местных безработных, но оказалось, что это пустая трата денег. Во - первых, спиртного не напасешься, во - вторых, их легче убить, чем накормить, а, в - третьих, делают все так, что надо за ними доделывать и переделывать, еще заплатить будто они профессора и академики. Да еще чужие козы и коровы весь огород вытаптывают. Говорить хозяевам бесполезно. Вот и перестала я заниматься огородом.
Так вот прямо за бывшей оградой начинается дубовая роща. Точнее была когда - то ... Сейчас от них осталось кое - что, но больше пеньков да кустарника. А 3 года назад главный лесничий решил вырубить все дубы. Решил и сделал... около других улиц (У нас все улицы в лес выходят). Когда они размечали дубы к спилу я -увы- не видела, но случайно пошла в лес, просто походить по опушке и у меня кровь в жилах заледенела, как увидела эту разметку. Подняла вопль на весь район и начала угрожать, что вызову комиссию из Москвы и напишу жалобы вплоть до Верховной прокуратуры. Все мгновенно затихло. А в прошлом году этого лесничего сняли, мой сосед, кстати, по улице. Теперь он стоит на бирже труда, получает пособие по безработице, строит себе особняк и заканчивает заочный юридический институт. Говорят будет судьей в районе. А чему удивляться? У нас как вор, разбойник и некчемный человек, так он судья, прокурор, адвокат или глава администрации, мер, президент...список можно продолжать. Год меня здесь не было. Думала приеду, а от дубов только пеньки остались. Как я обрадовалась, когда увидела, что стоят мои красавцы - дубочки!
Эти дубы стоят прямо за моей оградой, остатки которой еще видны на фото.
А на фото ниже - дубы, которые стоят через дорогу, уходящую в лес, напротив домов другой стороны улицы
Как видите на фото, сквозь кроны деревьев видны просветы, т.е. дальше леса нет - вырублен. А еще 15 лет назад это был сплошной массив без каких -либо просветов.
Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что у дубов какая - то неправильная форма кроны. Дубы на опушке должны быть раскидистыми, а у наших дубов отсутствуют огромные нижние ветви.
Случилось это в начале 60-х годов, тогда в деревне еще существовал лесхоз, сменивший послевоенный леспромхоз и переставший существовать в годы перестройки. При лесхозе была огромная конюшня, где содержали тягловых лошадей. Лошадей, естественно, надо было кормить и не только овсом и сеном. Лесхоз каждое лето обращался к жителям с просьбой помочь в заготовке веников на корм лошадям. Постольку, поскольку все трудоспособные жители деревне были заняты на основной работе, то, обычно, на эту работу нанимались деды. Каждая копейка была не лишней в хозяйстве, тем более что колхозная пенсия была всего 12 рублей. (Я ПОСЧИТАЛА - МОЯ ПЕНСИЯ В 4 РАЗА МЕНЬШЕ, ЧЕМ ПОЛУЧАЛА МОЯ БАБУШКА).
Вот на эту подработку и подвизался дед Анисим, который жил прямо напротив нас у самого леса. Пока все были на работе, дед обкорнал все дубы за околицей. Нас, ребятни, было тогда на улице очень много. Мы бегали вокруг деревьев, которые кромсал дед, кричали и плакали, что бы он не обрубал дубы. Но дед нас так шуганул, что мы и близко боялись подойти. Стояли, смотрели и плакали. Очень было жалко деревьев. А вечером, когда вернулись родители с работы, шуму было еще больше. На деда ругались все, даже собственный сын со снохой. Веники у деда так и не приняли - лошади не едят дубовые ветки,да еще чуть не оштрафовали за то, что изувечил деревья.
Столько лет прошло с тех пор, а память о деде Анисиме будет хранится в кронах дубов, пока они стоят вдоль всей опушки. Только кто теперь помнит и знает Мордакина деда Анисима: разъехалась молодежь из села, старожилы умерли, особено в последние 10 лет. Население в основном уже пришлое. На нашей улице, вместе со мной, осталось всего 3 человека из тех времен....
Трудно поверить, что всего лишь 2 столетия назад все это пространство, вместе с деревней и еще на несколько сотен километров южнее было покрыто густыми широколиственными лесами, перемежающимися с болотами, мшарами. Теперь наша деревня стоит на границе широколиственного леса и лесостепи. О том, что это кусочек зоны широколиственных лесов можно догадаться только по широколиственному травяному покрову, кустарнику, характерному только для широколиственного леса, да подросту. На европейской части России зона широколиственных лесов исчезла сравнительно недавно, уже после войны, в результате хозяйственной деятельности. Сохранить бы то, что осталось, да только умного хозяина нет.
Наш лес, наши дубы сравнительно молодые. Этот лес вырос уже после войны. Перед самой войной здесь был организован леспромхоз. Во время войны весь лес начисто был выпилен на топливо для паровозов. Поэтому на месте могучих дубов,лип, кленов, выросли вторичные леса -"сорняки" из мелколистных пород деревьев - березы и осины. Но за лесом ухаживали: чистили, прорубали, доплачивали населению за сбор упавших сучьев, вырубку сухостоя на дрова. Пилить на дрова разрешали только сухие и больные деревья. Но после заготовки дров не должно было остаться ни пеньков, ни сучьев. Наверно поэтому наш лес больше напоминал парк - чистенький, ухоженный, светлый и весел
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.