Движение необходимо и обязательно совершается силой; а сила непременно осуществляет движение при появлении желания. Желание же происходит из сердца. Всё это необходимости, при этом одни вытекают из других. И раб ничего не может сделать против появления желания, а затем и против действия силы на его возможность и, после того как желание пошлет импульс силе, появления движения. Он принуждён всё это делать.
Всё имеет силу лишь по мере заложенной в нём необходимости, которой оно не сознаёт, являясь лишь местом, руслом для всех этих повелений. И ничего никоим образом не исходит от него. Следовательно, человек действует по принуждению в том, что всё с ним происходящее - не от него, а от другого. Смысл же того, что он выбирает, действует по свободной воле, в том, что он есть место, в котором принудительно осуществляется воля, и это действие по решению разума есть абсолютное благо, и оно выгодно. Решение же разума также вынужденно. Но оно вынужденно по свободной воле.
Единственная причина, по которой отстаёт отстающее, - это ожидание своего условия; ведь невозможно, чтобы обусловленное опережало обуславливающее, а невозможное не может быть совершаемым. Знание отстаёт по отношению к семени только из-за отсутствия условия жизни, а воля, в свою очередь, следует за ней только по причине отсутствия условия знания.
Сомнение - это путь к Истине; кто не сомневается - не видят, кто не видит - не понимает, кто не понимает - остаётся в слепоте и в заблуждении.
Любовь может быть только результатом познания, так как человек любит лишь то, что он знает.
Радость, страх и тоска являются результатом любви.
Подчинение является состоянием сердца, а все состояния сердец идут от убеждений, знаний и представлений сердец.
/Ал-Газали, Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад ат-Туси/